История ОТКРЫТКИ

 

ИЗ ИСТОРИИ ОТКРЫТКИ

30 ноября 1865 года на почтовой конференции в городе Карлсруе в Германии обер-почтмейстером Пруссии Генрихом Штефаном было сделано предложение о введении нового "почтового листка" ("Post-blatt"), предназначенного для открытых сообщений. "Почтовый листок" Штефана содержал уже основные признаки сегодняшней открытки. Но им был предложен слишком высокий почтовый сбор, в один зильбергрош, поэтому предложение его тогда не было применено.

Не зная ничего о предложении Штефана, профессор военной академии в Вене Эммануил Герман 26 января 1869 года в газете "Neue freie presse" писал о необходимости введения карточек, которые он назвал уже "почтовыми карточками" ("Postkarten"). По его мнению, такие карточки следовало отправлять почтой в открытом виде по цене 2 крейцера, но разрешить писать на них не более двадцати слов, включая адрес и подпись. Это ограничение неизбежно создало бы массу трудностей для работников почты и широкой публики.

Австрийское правительство, вспомнив предложение Штефана и сочетав его с дешевым тарифом, который отстаивал Герман, 22 сентября 1869 года выпустило первые в мире почтовые открытые письма. Они были сделаны из плотной желтоватой бумаги размером 123 х 83 мм, несли надпечатку "Korrespondenz karte" ("карточка для корреспонденции") по-немецки, или "Levelezesi lap" по-венгерски, в их правом углу была отпечатана почтовая марка лимонного цвета достоинством в 2 крейцера.

Первые австрийские открытки еще не имели рисунка. Происхождение же современных иллюстрированных открыток таково: немцы приписывают изобретение иллюстрированной открытки некоему книготорговцу Шварцу из Ольденбурга, который в день объявления о мобилизации германских армий 16 июля 1870 года выпустил первую художественную открытку с виньеткой на адресной стороне, размером не больше почтовой марки, изображающей артиллериста с пушкой, а вслед за тем и еще две серии открыток, по 25 штук в каждой, с рисунками из издаваемого им же иллюстрированного журнала "Volksbot".

В ноябре того же года, во время франко-прусской войны, в местечке Конли, близ города Силле-де-Гильом в Бретани, было сосредоточено около 40 000 французских войск под командованием генерала Кератри. В один прекрасный день во всей округе оказались исчерпанными запасы почтовой бумаги и конвертов. Солдаты начали отправлять письма на всевозможных бумажных обрывках, возникли почтовые недоразумения. Тогда один предприимчивый местный книготорговец Леон Беснардо выпустил в продажу кусочки бристольского картона размером 66 х 98 мм. Вскоре, подметив, что некоторые корреспонденты стали на них, кроме текста, изображать и рисунки, он заказал художнику (имя которого не сохранилось) рисунок патриотического содержания, который отпечатал на своих карточках литографским способом в городе Ренне, первую в мире иллюстрированную открытку в современном смысле этого слова. Успех оказался колоссальным, и вскоре им уже была выпущена еще одна карточка с рисунком, посвященным армии и флоту.

Возникшая потребность в массовых перевозках грузов способствовала росту и усовершенствованию железнодорожного и водного транспорта. Вызванное этим оживление почтовых сношений между странами в свою очередь сделало необходимым реорганизацию почтового дела. В 1874 году на всемирном почтовом конгрессе в Берне (Швейцария), при участии представителей 22 государств был учрежден Всемирный почтовый союз. Он одобрил выдвинутое Штефаном предложение о ликвидации существовавших до этого в различных странах разнообразных почтовых тарифов. Единство почтовых тарифов и такс, свобода пересылки транзитной почты легли в основу всеобщей почтовой конвенции, подписанной 9 октября 1874 года, что устранило основные помехи, мешавшие развитию международного почтового обмена. Был установлен единый международный размер открытого письма 90 х 140 мм. С этого времени начинает широко распространяться новый, самый дешевый вид почтового отправления - Открытое письмо.

Уже в 1875 году в странах - членах Всемирного почтового союза было послано 231,5 миллиона открытых писем. В 1900 году это число увеличивается до 2,8 миллиарда, в 1934 году оно превышает 6 миллиардов, а к настоящему времени, как уже отмечалось выше, достигает ежегодно 15 миллиардов экземпляров. И среди них - огромное количество иллюстрированных открыток. Несмотря на то, что первые издания были достаточно примитивны и по тематике и по полиграфическому исполнению, они сразу же завоевали симпатии широкой публики. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи и заметки в газетах и журналах того времени. Первые иллюстрированные открытки были только черно-белые. Вскоре стали выпускаться цветные, но все еще несовершенные хромолитографии. В конце девяностых годов XIX века появляются автотипия и фототипия, сначала черная, потом сепия и цветная. Фототипия надолго становится основным видом иллюстрированной открытки, особенно географической. Затем начинают применять способы цинкографии и ксилографии, а еще позже стали выпускать гелиогравюры и фотооткрытки. Накануне первой мировой войны быстро завоевывают общее признание меццо-тинто и офсет, что дало возможность резко увеличить количество открыток. Широкое распространение иллюстрированной открытки уже давно создало новый, весьма доходный самостоятельный вид предпринимательства.

В отдельных странах открытка становится существенной частью общего экспорта, например в такой туристской стране, как Швейцария. Некоторые фирмы работают специально на иностранного потребителя. Так, известная шведская фирма "Гранберг" до 1917 года издавала многочисленные виды русских городов исключительно для русского рынка. Частично это делалось по специальным заказам русских издателей. До 1914 года в Англии можно было купить виды английских городов с надписью: "Made in Germany" (сделано в Германии). Качеством немецкая открытка не уступала английской, а ценой была дешевле.

В России 23 октября 1870 года был внесен на рассмотрение проект улучшения правил "по почтовой части", в котором, в числе прочего, предлагалось по примеру Австрии и Пруссии ввести новый вид почтовых отправлений – "Открытые письма". 12 июня 1871 года министром внутренних дел были утверждены "Временные постановления по почтовой части", где статьи № 16 и 17 узаконивали введение "Открытых писем". На обороте их всегда предписывалось печатать надпись: "Почтовое ведомство за содержание письма не отвечает".

Однако, несмотря на эту "охранительную" надпись, открытки доставляли много хлопот почтовому ведомству. Это видно из любопытного секретного документа, который хранится в архиве Центрального музея связи. В заголовке его читаем: "6-й циркуляр. По почтовому ведомству в 1873 году..." Далее следует текст: "1. Для предоставления публике возможности вести более дешевым и упрощенным способом переписку, в 1871 году установлен был новый род корреспонденции в виде открытых писем. Но с самого начала этот род корреспонденции дал повод к злоупотреблениям. Начали посылать как к частным, так и к правительственным лицам открытые письма самого оскорбительного и безнравственного содержания, иногда даже с неприличными рисунками... Поэтому в видах ограждения общественных и частных лиц управляющий Министерством внутренних дел признал необходимым..." Далее в подробностях перечисляются меры "о просмотре открытых писем" и добавляется длиннейшее перечисление должностных лиц, коим вменяется в обязанность тщательно проверять содержание открытых писем. Заканчивается циркуляр так: "Задержанные открытые письма должны быть отсылаемы почтовыми учреждениями, при особых донесениях, непосредственно в Почтовый департамент 1-го и 15-го числа каждого месяца, с первой отходящей почтой. На оболочке с этой невыданной корреспонденцией должна быть сделана надпись "секретно".

Давно известно, когда и кем были сделаны первые русские печатные книги, когда и какая вышла в свет первая русская почтовая марка... Но, к сожалению, никаких достоверных сведений не сохранилось о первой русской печатной иллюстрированной открытке. До последнего времени первыми русскими иллюстрированными открытками считались четыре, выпущенные издательством Общины Св.Евгении Красного Креста по акварелям художника Н.Н.Карамзина к Пасхе 1897 года ("Пахарь", "У часовни", "Тройка летом", "Весна"). В результате длительных поисков удалось на открытках одной из серий, посвященных Москве, обнаружить едва заметную надпись: "Дозволено цензурой. Москва 18 ноября 1895 год". За неимением более ранних сведений о напечатанных в России иллюстрированных открытках приходится считать их пока первыми русскими изданиями этого рода... На лекциях, в печати, по радио и телевидению я много раз обращался за помощью в розыске русской открытки более раннего происхождения. Почтовый штемпель, сюжет или отправитель открытки и т.п. могут стать доказательством времени издания открытки. Пожалуй, больше всего посчастливилось Виталию Георгиевичу Сидорову, директору Орловской государственной публичной библиотеки, обнаружившему открытку, выпущенную Обществом взаимной помощи бывших воспитанников Орловского кадетского корпуса к пятидесятилетию его основания 6 декабря 1893 года, с многоцветным золотым изображением юбилейного значка и одноцветной фотографией здания корпуса. Отсутствие на ней какой-либо фирменной надписи (обязательного рекламного штриха любой иностранной типографии) косвенно указывает на то, что она была заказана в России. К сожалению, тщательные архивные поиски пока еще этого не подтвердили.

В дореволюционной России целый ряд открыточных фирм опирался на полиграфическую промышленность Западной Европы и печатал свои издания в Швеции, Германии, Франции. Это явление имело место и в других странах, но если там оно было исключением, то в России - почти правилом. Немало издательств фактически принадлежало иностранцам. Таковы, например, московские фирмы "Шерер, Набгольц и Ко", "К.А.Фишер", "М.Кнебель", "П.фон Юргенсон", известная петербургская фирма "Ришар", принадлежавшие немцам, "И.Дациаро" - итальянцу и т. п. Что касается таких издательств, как рижское "Гебенспергер и К°" и "Ленц и Рудольф", то в них абсолютно ничего русского, кроме их пребывания на территории России, не было. Продукция всех этих фирм была малодоступна народу. Об этом свидетельствует прежде всего высокая, по тому времени, цена открытки: 5 копеек за черно-белый и 10 копеек за многоцветный экземпляр.

Наиболее крупным и оригинальным из всех русских дореволюционных открыточных издательств было издательство Общины Св.Евгении Красного Креста. История возникновения его такова: в начале 80-х годов художник Г.Н.Кондратенко, находясь в Крыму, встретил в Севастополе нищенствующую бывшую сестру милосердия русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). От нее он узнал и о многих других, также оставшихся без средств к существованию, сестрах милосердия. По возвращении в Петербург он сумел добиться организации Комитета попечения о сестрах милосердия Красного Креста (8 апреля 1882 года), названного впоследствии Евгенинской общиной. Издательская деятельность Общины началась с весны 1896 года выпуском конвертов для рассылки визитных карточек "вместо визитов". Весной 1897 года вышли в свет задуманные с той же целью первые четыре иллюстрированные открытые письма по специально созданным для этого акварелям на весенние сюжеты популярного в то время художника Н.Н.Карамзина. С этого времени издание открыток стало постоянной и немаловажной доходной статьей Общины. За 20 лет, до 1917 года, общиной были выпущены открытки 6406 названий, весьма разнообразного содержания. Во главе издательства была специальная художественная комиссия, в которой, начиная с 1903 года, состояли такие художники, как Александр Бенуа, Николай Рерих, искусствовед В.Я.Курбатов и другие виднейшие художественные деятели того времени. При этом они входили в дело не формально, а активно участвовали во всей работе издательства. Это были истинные энтузиасты иллюстрированной открытки, боровшиеся за ее качество и распространение, притом далеко не всегда в легких условиях. Любопытно, что никогда раньше никакой другой вид художественной репродукции не вызывал столько возражений, сколько открытка. Достаточно сказать, что к числу многих известных деятелей культуры, считавших распространение ее вредным для искусства, принадлежал крупнейший русский художественный критик, историк искусства В.В.Стасов. Вот характерный отрывок из его письма по поводу второго конкурса открыток, организованного общиной 17 марта 1902 года, опубликованный в "Обзоре художественных изданий Общины Св.Евгении" в 1909 году: "Считаю противным коренным моим убеждениям этот способ распространения и моду на иллюстрированные почтовые карточки. Мне всегда казалось, что сколько хороши, изящны и интересны очень многие из рисунков, употребляемых для означенной цели, столько же неэстетично и антихудожественно это распространение. Приложение казенного штемпеля, писание кругом картинок чернильного текста, марание и обезображение картинки грязными почтальонскими руками, бросание иллюстрированных карточек куда ни попало по столам - все это недостойно художественных произведений и служит к их мальтретированию и неряшливому уничтожению их. Художественное произведение требует, по моему мнению, бережливого, бесконечно почтительного обращения с ним". Будучи страстным борцом за идейное содержание искусства, активно вмешивающегося в жизнь, мужественно отстаивая передовые пути его развития, его демократизацию, Стасов постоянно ополчался со свойственной его натуре неукротимой темпераментностью против всяческого опошления искусства. Но сколько примеров дает нам история, когда с оригиналами художественных произведений обращались ничуть не лучше, чем с их репродукциями. Как бы то ни было, Стасов не оценил большой роли массовой иллюстрированной открытки в эстетическом воспитании народа. Оправданием такой позиции отчасти служит существовавшее в те годы запрещение писать что-либо, кроме адреса, на оборотной стороне открытки. В результате адресат поневоле портил изображение. Отмена этого ограничения в 1904 году явилась важным моментом в истории иллюстрированной открытки. Ожесточенная полемика возникла в свое время также вокруг выбора общиной тех или иных художественных оригиналов. Само издательство, видимо, чувствуя свою ахиллесову пяту, неоднократно печатно заявляло: "Ни один талантливый художник, ни одно мало-мальски значительное явление в области искусства не остается без отклика со стороны издательства..." Но в редакционном отборе издательства совершенно явственно выступала определенная тенденция - чаще всего репродуцировались произведения группы художников "Мира искусства". Особенно разнообразно в изданиях общины представлены художники Александр Бенуа, Билибин, Врубель, Добужинский, Лансере, Лукомский, Остроумова-Лебедева, Рерих, Сомов, Яремич... Однако Община издала несколько сот открыток с оригиналов И.Репина, К.Маковского и других выдающихся русских мастеров кисти, которые с интересом рисовали специально для открыток. Деятельность общины способствовала перемене взглядов на иллюстрированную открытку, считавшуюся до этого лишь пустой забавой. Впервые так широко стало популяризироваться отечественное изобразительное искусство - на открытках были репродуцированы многие произведения высокой художественной ценности, находившиеся в музее Академии художеств, Кушелевской галерее, Румянцевском музее, во дворцах и частных собраниях, мало либо совсем неизвестные публике. Способствуя развитию художественного вкуса, эти издания, по словам одного из публицистов того времени, "если не совсем вытеснили пошлятину макулатурных открыток с кафешантанными сюжетами немецкой марки, то все же в большой степени сбили их продажу". Привлекают внимание открытки, посвященные историческим темам, удачны открытки Общины, отображающие памятники русской архитектуры. Любовно выполнена серия, посвященная деревянному церковному зодчеству нашего Севера, выразительны специально для открыток снятые виды интересных в архитектурном отношении городов - Звенигорода, Переславля-Залесского, Ростова-Ярославского, Углича, Юрьева-Польского и др. Всего издательством выпущено было до 3000 сюжетов видовых открыток более 200 географических точек России. Для широкого привлечения художников к работе над открыткой издательство объявляло конкурсы. Кроме того, с 1901 по 1915 год Община распространила 11 прекрасно оформленных изданий каталога выпущенных ею открыток, 10 добавлений к нему, а также издавала просуществовавший два года (1904-1906 гг.) первый русский журнал, специально посвященный открытке, - "Открытое письмо". Созданию этого журнала, как и другим успешным начинаниям общины в области открытки, мы во многом обязаны библиотекарю Академии художеств Ф.Г.Беренштаму. Он же являлся и редактором журнала. Несмотря на большой размах деятельности, собственной полиграфической базы община не имела, а печатала свои издания на различных полиграфических предприятиях - и в России и за границей. Этим объясняется внешняя пестрота выпущенной продукции. Под своей маркой издательство также неоднократно выпускало и открытки, оригиналы которых были пожертвованы ему другими фирмами, причем они были едва ли не самыми худшими из всей продукции общины. Экспонируя свою разнообразную продукцию на международных и национальных выставках, издательство все же неизменно занимало высокие места. Тиражи открыток сначала были весьма небольшими - всего несколько сот экземпляров. С 1907 года обычным стал тираж в 10 000 экземпляров, а некоторые наиболее популярные открытки выдерживали даже по 5-6 изданий, общее же количество выпущенных открыток за 20 лет превысило 30 миллионов. После Октября издательство Общины перешло в ведение Государственной академии материальной культуры под названием "Комитет популяризации художественных изданий".

Говоря о других русских дореволюционных открыточных издательствах, необходимо отметить, что больше всего в те годы ими выпускалось видовых открыток. Такие открытки издавались во всех более или менее значительных городах. При этом некоторые провинциальные фирмы приобрели неплохую репутацию. Их было очень много, но обычно издание открыток было не главным делом этих предпринимателей, торговцев или владельцев фотографических ателье. Полиграфических предприятий они, конечно, не имели и печатали продукцию в Петербурге, в Москве, а то и за границей.

Совершенно невозможно сейчас установить имена тех, кому мы обязаны выбором сюжетов, композиций, имена целой армии скромных мастеров-фотографов, благодаря нелегкому труду которых мы можем заглянуть в прошлое. А между тем многие их произведения, несмотря на низкий технический уровень развития фотографии, являются убедительным примером высокого мастерства и тонкого вкуса. Буквально единичные имена сохранила нам история из всех творцов иллюстрированной фотографической открытки начала века. Среди них П.Мононен, А.Павлович, П.Радецкий, В.Светличный (фотографы Общины Св.Евгении), Гудтон, Губчевский (Киев), В.Верштекер (Симбирск), Б.И.Вальдман (Пенза)... Наиболее известны те фотографы, которые сами осуществляли издание своей продукции: К.А.Фишер в Москве, М.Дмитриев в Нижнем Новгороде, С.М.Прокудин-Горский в Петербурге, Д.Марков в Киеве, Г.И.Раев в Кисловодске, А.К.Кузнецов в Чите, О.Ф.Герман в Уфе, И.Семенов в Ялте и другие. Эти провинциальные фирмы в основном издавали виды своего города либо еще двух-трех ближайших географических пунктов. Исключением является "Издание В.Л.Метенкова, Екатеринбург", осуществившего выпуск большой серии открыток "На Урале". Эти открытки с большой полнотой и разносторонностью охватывали многие темы - памятники древней русской архитектуры, предметы старины, панорамы уральских красот, производственные процессы на шахтах, рудниках, характерные сцены ушедших в прошлое варварских условий труда... Этот материал до сих пор остается наиболее обширным из всех выпущенных когда-либо иллюстрированных изданий об Урале. Точное количество изданий этой серии пока еще не выяснено. Последний известный номер (№ 725. "Южный Урал, Гора Кыртаж, в 12 верстах от Белорецка"), по-видимому, нельзя считать в действительности последним номером серии.

Интересны также около 900 открыток "Собств.изд. М.Дмитриева. Н.-Новгород", с большой выразительностью повествующих о бескрайних просторах Волги, от истоков и до бесчисленных протоков и "Волочек" ее дельты, о тяжелом беспросветном труде волгарей. Михаил Петрович Дмитриев, ставший подлинным летописцем Поволжья, открыл свою фотографию в Нижнем Новгороде в 1886 году и проработал в ней более 40 лет.

Крупнейшим издательством видовых открыток в последнее десятилетие перед революцией было "Контрагентство А.С.Суворина и Ко". Пользуясь своими исключительными связями, владелец реакционнейшей газеты "Новое время" А.С.Суворин получил от Министерства путей сообщения в аренду книжные и газетные киоски на всех железнодорожных станциях России. К нему перешло от прежнего арендатора товарищества "Контрагент печати" и открыточное дело. Издавая открытки с видами чуть ли не всех городов России и даже более или менее значительных станционных поселков, Суворин с успехом распространял эти издания через арендованные им вокзальные киоски.

Открытки по искусству, в основном репродукции с картин, выпускались в России сравнительно немногими издательствами. В Петербурге - "Ришар", "А.В.Маковский и А.И.Лажечников", в Москве - "И.Доциаро", "И.Е.Селин", в Киеве - "Рассвет", в Риге - "Ленц и Рудольф". Выходили они также в изданиях некоторых музеев, репродуцировавших находившиеся в них произведения искусства, кроме того, их издавали благотворительные общества. Среди последних заслуживают внимания издания "Любаньского общества попечения о бедных". Качество этих художественных открыток было чрезвычайно пестрым и в основном зависело от того полиграфического предприятия, в котором они печатались. На первом месте бесспорно стояла продукция "Экспедиции заготовления государственных бумаг", которая могла с успехом конкурировать с самыми роскошными изданиями иностранных фирм. Вслед за ней по качеству продукции следовала петербургская типография "Голике и Вильборг" (ныне типография № 3 имени Ивана Федорова), в которой печатали свои издания "Ришар", "А.В.Маковский и А.И.Лажечников". "Любаньское общество", "Рассвет" - лучшие русские издательства открыток по искусству. Этой типографии по качеству не уступала московская "Левинсон", но она занималась открытками весьма редко.

До 1905 года театральные (по тогдашней терминологии) открытки издавались фирмой "Ришар", а позже почти исключительно московской фотографией "К.А.Фишер". В качестве фотографа бывших императорских театров он имел монопольное право на распространение портретов артистов этих театров, чем широко и пользовался. С началом первой мировой войны ему как германскому подданному пришлось ликвидировать свое дело, которое перешло в руки петроградского фотографа Д.И.Быстрова, продолжившего издательство театральных открыток, но уже значительно худшего качества и ассортимента. Большие, по нескольку десятков, хорошо оформленные открыточные серии, выпускавшиеся К.А.Фишером, посвященные мизансценам отдельных спектаклей с участием таких корифеев русской сцены, как К.С.Станиславский, В.И.Качалов, О.Л.Книппер, И.М.Москвин и другие, в немалой степени способствовали успеху первых постановок МХАТа. Наиболее популярными оказались открытки, посвященные пьесе М. Горького "На дне" - всего известно около двухсот сюжетов.

Особенно значительной представляется находка, обнаруженная недавно во Львове, в архиве, среди личных бумаг великого украинского писателя Ивана Франко. Это листовка размером 10 х 15 см, отпечатанная в 1904 году в маленькой женевской партийной типографии. Читаем на ней: "Экспедиция РСДРП уведомляет, что к ней на склад поступило новое издание: типы Горького "На дне" - комплект открытых писем. В комплекте 25 карточек. Цена за полный комплект 2 франка 50 сантимов, - 2 марки, - 2 шиллинга, - 50 центов. В отдельной продаже карточка - 15 сантимов...". Эта находка превращается в событие для всех ценителей открытки, когда знакомишься дальше с содержанием листовки. На ней по-французски напечатано: "V.Ulianoff, 3, rue de la Colline, Jeneve, Suisse" ("В.Ульянов, 3, улица Коллин, Женева, Швейцария").

Неоценимую роль в общественно-политической жизни страны сыграла открытка в годы первой русской революции. В 1905 году революционные организации наряду с печатными изданиями начинают распространять нелегальную агитационную открытку, рисованную от руки. Она успешно выступает как острое оружие политической агитации и пропаганды, с помощью открытки распространялись революционные лозунги, призывы, тексты запрещенных песен, портреты прогрессивных деятелей и политическая сатира на правящие классы. Эти открытки явились как бы дополнением к многочисленным сатирическим журналам, которые в то время выходили в России. Бесцензурные открытки подвергались жестокому преследованию со стороны царского правительства, изымались при обысках и беспощадно уничтожались, а владельцы их арестовывались. Отдельные сюжеты революционных открыток того времени приобрели широчайшую популярность. Вот что пишет в своих воспоминаниях известный художник-гравер И.Н.Павлов об одной из них - репродукции с картины художника Я.Я.Калиниченко "Перед обыском": "Революционная молодежь тех лет бережно хранила открытки с репродукцией "Перед обыском", и они висели на стенах бедных студенческих квартир вместе с репродукциями с картин Репина. Сурикова, Верещагина, Левитана...". В 1905-1907 годах на русских открытках распространялись портреты Карла Маркса и Фридриха Энгельса, героя 1905 года - лейтенанта Шмидта, произведения художников, посвященные Великой французской революции и Парижской коммуне. К Первому мая 1906 года вышла первая в России открытка, посвящение этому празднику - репродукция с картины неизвестного художника, изображающая в аллегорической форме демонстрацию на рода перед алтарем Человеческой Свободы. Неоднократно на открытках репродуцировались запрещенные картины, посвященные кровавым событиям 9 января.

После начала первой мировой войны жестокости цензуры еще усилились. Царское правительство всячески в это время поощряло лишь открытки ура-патриотического содержания, в подавляющем большинстве представлявшие грубые карикатуры на противника. Новые темы принесла Февральская революция. Появляются открытки, приветствующие падение самодержавия, карикатуры на низложенных царских особ. Более ста фотооткрыток отразили во всех подробностях всенародные похороны жертв революции на Марсовом поле в Петрограде, вышла большая серия документальных открыток, посвященных первому легальному празднованию "всенародного праздника 1 Мая". Огромной популярностью пользовались открытки с революционными лозунгами, направленными против продолжения империалистической войны...

До сих пор нет никаких данных о других открытках, выпущенных после победы Великого Октября ранее, чем были отпечатаны эти открытки типографией Братьев Голике и Вильборг. Таким образом, можно считать, что именно здесь и вышли в свет самые первые советские иллюстрированные открытки.

Первыми постоянными советскими издателями открыток стали органы агитации и пропаганды Красной Армии. Их издания были наполнены горячими призывами к беспощадной борьбе с интервентами и белогвардейцами, успешно бичевали врагов едкой сатирой, плакатно, образно раскрывали великие идеи Октября... Открыток, выпущенных в этот период, было мало, полиграфическое качество их оставляет желать лучшего. Но как дороги нам эти незабываемые документы героической эпохи.

В 1918 году изданием открыток начинают заниматься многие советские организации. В ноябре этого года Центральное бюро по организации празднеств первой годовщины Октябрьской революции при Петроградском Совете рабочих и красноармейских депутатов выпускает открытки-портреты революционных деятелей - К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Лассаля и других. Рисунки для них были исполнены художниками В.Сварогом и М.Рундальцевым. Уже в 1919 году в Петрограде "Отдел по делам музеев и охраны памятников старины" выпустил несколько десятков открыток с изображением произведений искусства, поступивших в музеи из многочисленных частных коллекций, покинутых их владельцами. В это же время в Москве издается большая серия открыток с изображениями скульптурных памятников и их проектов, выполненных в осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. Много открыток выпускается Политическим управлением Красной Армии. На них воспроизводятся политические плакаты (художников Дени, Моора и др.), а также специально выполненные рисунки. Комитет помощи голодающим Поволжья также издает красочные открытки-плакаты с призывами помочь голодающим детям. Средства от продажи открыток поступали в фонд комитета. Отдельные издания этих лет трогательно наивны, порою примитивны, но все они волнуют нас как памятники героического времени.

С окончанием гражданской войны выпуском открыток начинает заниматься вновь созданное, крупнейшее в то время Государственное издательство (Гиз). Первое время наряду с новыми сюжетами оно вынуждено еще использовать ряд старых клише, перепечатывая издания прошлого, но затем быстро становится на самостоятельный путь. В предисловии к первому каталогу Госиздата (1924 г.) сказано: "Учитывая массовое распространение открытых писем в широких слоях населения, Государственное издательство предъявляет самые строгие требования к программе и плану издания открытых писем, которые должны, с одной стороны, отражать художественно, четко и правдиво все задачи и достижения политической, научной и общественной жизни СССР, а с другой - сделать их достижениями жизни художественной, давая ряд снимков с произведений искусства". "Открытые письма нашей эпохи не должны быть только почтовой карточкой с "приятной внешностью", они должны завоевать себе значение подвижной пропаганды новых идей, нового быта, современного искусства, служить хотя бы отчасти справочником в области искусства и производства и заменить до некоторой степени пособия для школ, клубов, селькоммун и т. д. по целому ряду вопросов".

В период НЭПа открытки выпускались и отдельными частными лицами, пытавшимися возродить дореволюционную открытку. Наглядным примером этому служат и открытки Комитета популяризации художественных изданий, повторившего несколько десятков сюжетов Евгенинской Общины. Коммерческое агентство "Связь" при Наркомате почт и телеграфов выпускало видовые открытки в типографии Гознака (бывшая Экспедиция заготовления государственных бумаг), что обеспечивало его открыткам высокое по тому времени качество. С 1925 года открытки стали издавать различные музеи. Например, Государственная Третьяковская галерея и Музей Революции СССР. Эти открытки до сего времени продолжают пользоваться заслуженной популярностью. Большой размах приняла издательская деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР), Общества московских художников (ОМХ), Объединения художников-реалистов (ОХР), Советской филателистической ассоциации (СФА).

Накануне первой пятилетки Государственное издательство (затем Огиз и Изогиз) расширило тематику иллюстрированной открытки; стали издаваться видовые, художественные, хроникальные, учебно-просветительные, научно-популярные, детские и т. п. открытки. Большой сдвиг в улучшении качества советской открытки произошел после опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 11 марта 1931 года "О плакатной литературе" и публикации ряда статей в центральной печати, где отмечались в массовой изопродукции недостатки идейно-политического и художественного характера - оторванность от жизни, узость тематики, недостаточно высокий полиграфический уровень. Начали выходить многочисленные серии на темы социалистического переустройства нашего государства. Особенно удачна была серия из 72 открыток-плакатов: "Догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны". Интересна галерея портретов ударников пятилетки под общим заголовком "Страна должна знать своих героев". Из других больших серий следует отметить "Производственную серию", серии "Колхозы и совхозы", "Красная Армия", "Красный Балтийский флот", "Осоавиахим", "Спортивная серия", "Советская женщина". В эти же годы начали издавать открытки и другие организации: Уральский областной комитет ВЛКСМ, МОПР и другие. Появились открытки Союзфото и его филиалов, издававших сначала видовые и театральные портретные открытки, а затем перешедших к выпуску юбилейно-мемориальных серий, достигавших в отдельных случаях высокого художественного уровня. Необходимо отметить также внешнее оформление многих фотосерий этого издательства в прекрасных коленкоровых, с золотым тиснением папках.

Начиная с 1935 года и в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, выпуск иллюстрированных открыток стал довольно ограниченным. Среди них главное место занимает фотооткрытка. Кроме Союзфото, ее начинают выпускать и многие другие организации: Управление кинофикации, Госкиноиздат, Ленгоркино, Ленфотохудожник и т.д. Художественные открытки продолжают издавать отдельные музеи и Когиз. Главным специализированным издательством, сосредоточившим систематический выпуск полиграфических открыток в предвоенные годы, становится издательство "Искусство".

Великая Отечественная война знаменует собой новый, неповторимый этап в истории советской открытки. Издаются работы лучших советских художников, предназначенные для открыток - "фронтовых писем". И если их полиграфическое качество нередко оставляло желать лучшего, то зато темы их волновали каждого. Особенно трогают открытки, выпущенные в годы войны в Ленинграде, в тяжелых условиях блокады. Город, лишенный хлеба и топлива, воды и света, продолжал героически бороться вопреки непомерным лишениям. Поколения всегда будут преклоняться перед его героизмом: среди непрерывных бомбежек и обстрелов, нескончаемых воздушных тревог и пожаров, когда от мучительного истощения люди еле были в состоянии передвигаться, в городе ставились спектакли, симфонический оркестр радио исполнял только что созданную в Ленинграде прекрасную симфонию Шостаковича, поэты проводили литературные вечера, художники устраивали выставки своих новых произведений, посвященных великому городу... За 900 дней блокады в Ленинграде издано свыше 800 сюжетных открыток, из них почти четыреста посвященных героической обороне. Сделанные по оригиналам известных ленинградских художников А.П.Остроумовой-Лебедевой, Н.М.Кочергина, В.В.Морозова, С.М.Мочалова, Ю.М.Непринцева, Н.А.Павлова, А.Ф.Пахомова, Н.И.Пильщикова, С.Б.Юдовина, А.Н.Яр-Кравченко и других, открытки продолжали издаваться даже в самые трудные дни блокады. Выпуском открыток в осажденном Ленинграде занимались несколько издательств: "Искусство" (Ленинградское отделение). Воениздат Народного комиссариата обороны (НКО), Ленинградское отделение Союза советских художников (ЛОССХ), Политуправление Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и другие, кроме того, открытки выпускались политотделами армий и дивизий Ленинградского фронта. Об острой потребности в открытках мы читаем в книге В.П.Свиридова, В.П.Якутовича и В.Е.Василенко "Битва за Ленинград": "Политотдел 67-й армии до боев заготовил 15 тысяч открыток для описания подвигов отличившихся воинов. Уже довольно скоро, однако, этого количества оказалось недостаточно, и в части пришлось спешно отправить еще 10 тысяч открыток". Кроме рисунков художников, на открытках воспроизводились плакаты, расклеенные по городу, боевые песни ленинградских композиторов, стихи поэтов-фронтовиков, карикатуры на врага и документальные фотосюжеты. Многие из этих открыток представляют библиографическую редкость. Особенно редкими являются открытки, выпущенные во фронтовых условиях политотделами воинских частей, предназначавшиеся для распространения непосредственно в этих частях. После окончания войны открытка сразу же обращается к темам восстановления народного хозяйства, быстро растет ее художественно-полиграфический уровень, как никогда раньше увеличиваются тиражи. Стоящая на обороте многих открыток цифра - два или даже три миллиона экземпляров уже давно перестала удивлять.

В 1953 году Совет Министров СССР издал постановление "Об улучшении издания массовой художественной изобразительной продукции и литературы по вопросам искусства". Согласно постановлению на Изогиз был возложен массовый выпуск открыток. Примером положительных сдвигов, происшедших в работе Изогиза в последующие годы, являются такие, например, подборки агитационно-массовых открыток, как сделанные по оригинальным рисункам художника Н. Долгорукова - "Россия в трех революциях" (к 40-й годовщине Октября), "Этих лет не смолкнет слава" (к 41-й годовщине Советской Армии) и "Могучая поступь семилетки". Несомненно, художник нашел здесь свой глубоко индивидуальный стиль и, что очень важно, по-настоящему почувствовал специфику открытки. Особенно интересна серия подборок, посвященная благодарной теме - "Художественные сокровища музеев СССР". Подборки воспроизводят избранные произведения из собраний крупнейших советских музеев. Кроме репродукций всемирно известных картин Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других центральных музеев, здесь можно увидеть экспонаты республиканских, областных и краевых картинных галерей. Можно лишь всячески приветствовать осуществлявшийся издательством выпуск подборок художественных открыток под общим заглавием: "В помощь слушателям народных университетов культуры. История русского и зарубежного изобразительного искусства". Как об этом говорило само издательство, эти подборки "могут быть также использованы учащимися и преподавателями художественных вузов, техникумов, училищ, школ, клубами и другими культурно-просветительными учреждениями в качестве наглядных пособий по истории искусства и для организации выставок". Продуманная, необычайно широкая тематика, отобразившая лучшие образцы русской живописи, скульптуры и архитектуры, начиная с IX и кончая XX веком, а также всемирно известные памятники зарубежного искусства, явилась плодотворным результатом большой работы авторов-составителей. Полноценное использование этого материала намного облегчается предпосланными к каждой подборке вступительными статьями, содержащими краткую характеристику искусства соответствующего периода и расширенными аннотациями на оборотной стороне самих открыток. Следующим после Изогиза по количеству выпускаемых открыток являлось издательство "Советский художник", пропагандировавшее советское изобразительное искусство. Подборки открыток, выпущенные "Советским художником" за годы его деятельности, составляют целую художественную галерею, позволяющую широкому кругу ценителей изобразительного искусства достаточно подробно ознакомиться с произведениями выдающихся советских мастеров живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, экспонировавшимися на выставках последних лет, а также с работами, отобранными из музейных собраний и из мастерских художников.

Несколько позже приступило к выпуску открыток издательство "Художник РСФСР", выполняя поставленные перед ним задачи популяризации лучших образцов творчества художников России. С 1969 года начали свою деятельность два новых издательства - "Планета" (в Москве) и "Аврора" (в Ленинграде), важным разделом работы которых также являются открытки. Издательство "Планета" своей главной задачей считает пропаганду средствами фотоискусства достижений нашей страны и братских социалистических стран в области экономики, науки и культуры, документальный показ советского образа жизни, деятельности Коммунистической партии, направленной на успешное решение задач построения коммунистического общества, на укрепление мира во всем мире. Из года в год в открыточных изданиях издательства почетное место занимают рубрики "В объективе - наша страна", "Города СССР", "Заповедники СССР", в которых в красочных фотографиях представлены неповторимые в своей прелести пейзажи, уникальные архитектурные памятники, грандиозные новостройки пятилеток. Хорошо смотрится серия жанровых подборок "Ансамбли и солисты", рассказывающих о творчестве наших прославленных театральных коллективов, эстрадных ансамблей и отдельных мастеров сцены. Интересны и подборки, повествующие о народных художественных промыслах, о физкультуре и спорте. Большой популярностью пользуются открытки "Для дома, для семьи" - "Цветы в доме", "Умелые руки", многочисленные рецепты блюд национальных кухонь и т. д., подборки для детей, поздравительные сюжеты. Ленинградское издательство "Аврора" специализируется на выпуске альбомов, открыток и репродукций произведений изобразительного искусства на экспорт и для продажи иностранным туристам. Из многочисленных подборок открыток издательства выгодно выделяется серия комплектов репродукций открыток двойного формата - "Хранится в музеях СССР". Сопровождаемые продуманными текстами на английском и русском языках, выполненные на высоком полиграфическом уровне, эти подборки посвящены отечественному и зарубежному искусству самых разных времен и направлений. Среди них уникальные работы народных умельцев, датируемые XV-XX веками, из большой коллекции Государственного Русского музея, древние античные монеты, иранские ткани XVI-XVIII веков, французская скульптура XVIII века - ценности Эрмитажа, образцы классической западноевропейской живописи, хранящиеся в областных музеях страны. Любопытны по оформлению и тематике отдельные поздравительные и сувенирные открытки этого издательства.

Впервые развернули работу с открытками республиканские издательства. Появляются красочные открытки большими тиражами, выпускаемые московским издательством "Правда". Все больше распространяются открытки с видами разнообразных уголков страны, издаваемые областными и краевыми издательствами. Эти всегда неожиданные по содержанию сюжеты благодаря своим сравнительно незначительным тиражам, к сожалению, часто остаются достоянием лишь местных любителей. Республиканское издательство "Советская Россия", призванное выпускать литературу по проблемам коммунистического строительства, научно-технического прогресса в промышленности и сельском хозяйстве, достижений науки и культуры в автономных республиках, краях и областях Российской федерации, также уделяет постоянное внимание открыткам. Редакция изобразительной продукции выпускает комплекты цветных фотооткрыток с пояснительными текстами на русском и иностранных языках, рассказывающие о городах РСФСР, отдельных памятных местах и достопримечательностях, музеях и заповедниках. Особенно ценны подборки, посвященные малым географическим точкам и новым городам, возникшим в результате выполнения планов и грандиозных строек пятилеток.

Партия и правительство постоянно заботились о всестороннем улучшении качества советской открытки, о расширении производства высококачественных цветных открыток. Предусматривается для обеспечения выпуска открыток на высоком полиграфическом и художественном уровне внедрение в этот важнейший вид массовой печатной продукции всех современных технологических методов, обеспечение открыток лучшими сортами бумаги и красок, необходимыми фотоматериалами и печатными машинами. В мае 1968 года начало свою деятельность издательство "Изобразительное искусство". Наряду с выпуском монографий и альбомов о творчестве крупнейших мастеров отечественного и мирового изобразительного искусства издательство уделяет значительное внимание художественным репродукционным открыткам. В числе многочисленные монографические подборки, знакомящие широкий круг читателей с сокровищами крупнейших музеев как нашей, так и других стран, областных художественных музеев и некоторых частных коллекций. Разнообразна тематика подборок массовых познавательных открыток, составленная с учетом учебных программ средней школы, требований воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Среди таковых особенно выделяются многие подборки иллюстраций к классическим и современным отечественным и зарубежным литературным произведениям. Значительное внимание уделено темам боевого и трудового героизма советских людей, играющим большую роль в деле воспитания молодежи. Так, в течение ряда лет издается величественная галерея художественных портретов героев ("Герои Великой Отечественной войны", "Легендарные герои-комсомольцы", "Герои-космонавты", "Герои наших дней" и т.д.). Удачны многие художественные поздравительные открытки.

Наконец, в 1975 году учреждено специализированное издательство ЦК КПСС "Плакат", основной задачей которого является выпуск политических плакатов, пропагандирующих внутреннюю и внешнюю политику партии, претворение в жизнь ее решений. Издательство начало выпуск большими тиражами агитационно-массовых поздравительных карточек и открыток к всенародным праздникам, памятным и знаменательным датам. Много интересного обещают открытки, пропагандирующие новые советские традиции, обряды, например: "Я - гражданин Советского Союза" - адрес-поздравление, вручаемое юноше или девушке, достигшим 16-летнего возраста, при получении паспорта гражданина СССР; "Посвящение в рабочие", "Посвящение в хлеборобы" - поздравительные карточки, вручаемые в связи с получением специальности; открытки-поздравления с праздниками работников отраслей народного хозяйства (День строителя, День учи теля, День работника сельского хозяйства и т.д.). Несмотря на то что дело издания открыток ведется на столь высоком идейно-художественном уровне, все же мало издается хроникально-документальных открыток, которые должны были бы по вседневно и оперативно отражать и широко пропагандировать героические дела и великие свершения советского человека. А между тем все первые выпуски советских открыток являлись отражением революционных событий и свершений 1917 года.

Каждый газетный киоск буквально полон примелькавшимися снимками киноартистов. Но попробуйте где-нибудь приобрести фото прославленного мастера промышленности или сельского хозяйства, ученого, и вас постигнет полная неудача. Вспоминаются годы первой пятилетки, когда массовыми тиражами выпускались серии открыток, посвященные ударникам труда, их достижениям на производстве и на колхозных полях. В те годы такие открытки можно было видеть в домах культуры, клубах. Непростительно мало издается монографических подборок мастеров советской фотографии. Каким огромным материалом располагал, например, выдающийся фотодокументалист П.А.Оцуп! Более сорока тысяч негативов - вот итог неустанной полувековой деятельности этого мастера. Тридцать пять раз Петр Адольфович фотографировал В.И.Ленина. Но наиболее яркие фотографии вождя пролетарской революции сделал он 16 октября 1918 года в кремлевском кабинете В.И.Ленина. Этот день вошел одной из самых памятных дат в летопись советского фотоискусства. Именно эти портреты В.И.Ленина в свое время завоевали широчайшую популярность и распространились в виде открыток в сотнях миллионов экземпляров по всей планете.

Открыток, посвященных искусству, в Советском Союзе издается очень много. Подавляющее большинство открыток относится к живописи, отчасти к графике. И это в какой-то мере справедливо, если учесть специфику самой открытки, ее материал, краски, размеры. Но очень жаль, что в планах издательств почти совершенно отсутствуют подборки с мизансценами наших лучших театральных постановок, а ведь в свое время, в первые годы рождения МХАТа, сотни открыток оставили нам неизгладимые воспоминания о творческих образах корифеев русского театрального искусства.

И еще одно. Хочется напомнить об открытке, выпущенной в Ленинграде в знаменательный день прорыва блокады, посвященной этому радостному событию. Подобная оперативность совершенно утеряна в практике работы наших издательств. А как было бы приятно сразу же после, например, очередного полета в космос увидеть хорошо и быстро изданные портреты наших героев. Вспомним, у нас уже давно стало привлекательной традицией выпускать к каждому выдающемуся общественному и политическому событию художественно выполненные серии почтовых марок. Советская почтовая марка завоевала достойное место, неоднократно удостаивалась высших наград на международных филателистических выставках... Но меткое выражение: "Почтовая марка - это визитная карточка страны", в гораздо большей степени относится к открытке. Так же, как и почтовая марка, иллюстрированная открытка является подчас единственным послом нашей страны, правдивый образ которой несет подлинную истину о тех великих изменениях, которые произошли на одной шестой части земного шара. Об этом также нужно помнить всем тем, кто причастен к выпуску нашей иллюстрированной открытки.

Н.С.Тагрин. Мир в открытке. - М.: Изобразительное искусство, 1978.- 128 с.

 

Открытка, выпущенная к столетию со дня рождения

изобретателя открытки Генриха Штефана, 1931

Первое в мире Почтовое Открытое письмо,

Австр-Венгрия, 1869

Первая иллюстрированная открытка Леона Бенардо,

Франция, 1870

Первое русское Открытое письмо, 1872

Открытка, выпущенная к столетию

первой русской открытки, 1972

Первая (условно) русская

иллюстрированная открытка, 1895

Типы волжских босяков,

М.Дмитриев, Н-Новгород, 1910

Первая русская

первомайская открытка, 1906

*** 

 

 

ГОД ИЗДАНИЯ ОТКРЫТКИ:

С началом использования почтовых марок в России, наряду о конвертами, стали применяться и немаркированные открытые письма (почтовые карточки). Первоначально их выпуск (наравне с маркированными карточками) был монополией государства. Позднее, в 1894 году Министерством внутренних дел, в состав которого входило Главное почтово-телеграфное управление, были разрешены "бланки открытых писем частного изготовления" при условии, что оформление адресной стороны будет соответствовать бланкам государственной почты. На адресной стороне бланка, кроме подробного адреса, ничего другого писать не дозволяется, за исключением своего наименования и места жительства, воспроизводимых рукописно или посредством штемпеля и всякого печатания. Содержание открытого письма не должно заключать в себе чего-либо противного законам, общественному порядку, нравственности и приличию. Бланки открытых писем частного изготовления по формату и плотности бумаги должны соответствовать бланкам, изготовляемым почтово-телеграфным ведомством и не превышать 14 сантиметров (3 1/8 вершка) в длину и 9 сантиметров (2 вершка) в ширину. Бумага для бланков может быть употреблена только светлых тонов. Бланки открытых писем, изготовляемые специально для обращения в пределах Всемирного Почтового Союза, должны иметь на лицевой стороне следующее заглавие на русском и французском языках: Всемирный Почтовый Союз. Россия. Union Postale Universelle, Russie. Открытое письмо - Carte Postale. 

Фотография появилась на российских почтовых открытках в 1894 году, после того, как министр внутренних дел разрешил частным предпринимателям изготавливать бланки открытых писем. До этого в течение двадцати двух лет исключительное право на выпуск бланков имело почтовое ведомство. 

Это привело к появлению большого количества открыток с иллюстрациями к художественным произведениям, спектаклям и т.д., а также с видами городов. Пик выпуска карточек отмечен в первой половине 1910-х годах, что было обусловлено интенсивным развитием фотографии и печатного дела. В первый год советской власти, 26 ноября 1918 года, на базе национализированного издательства и сети киосков А.С.Суворина было создано Центральное агентство ВЦИК по распространению печати "Центропечать", а с 1930 года – "Союзпечать". 

Как определить год издания открытки?

1. До 1904 года - Название издательства писалось на лицевой стороне открытки.

2. До 1904 года - На оборотной стороне открытки не было деления на две части.

3. До 1908 года - На оборотной стороне открытки писалось "Открытое письмо".

4. 1908-1912 год - На оборотной стороне открытки писалось как "Открытое письмо", так и "Почтовая карточка".

5. После 1904 года - Название издательства писалось на оборотной стороне открытки.

6. После 1904 года - Оборотная сторона открытки была разделена на две части.

7. После 1912 года - На оборотной стороне открытки писалось "Почтовая карточка". 

 

 

ПЕРВАЯ ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ В КУЙБЫШЕВЕ:

Предположительно первая цветная фотография вида города появилась в начале 1950-х годов.

На сайте представлены цветные фотографии города Куйбышева, датируемые 1955 годом. Автор фотографий, житель Молоканских садов Корольков Олег Николаевич. 

***