КОНКА – ТРАМВАЙ в Самаре 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 9 от 13.04.1890: 

Прочитан доклад Городской управы заявлению дочери потомственного дворянина Елены Николаевны Рубинской и действительного статского советника инженера Андрея Николаевича Горчакова о передаче первою последнему доставшихся ей по духовному завещанию отца ея прав и обязанностей по устройству и эксплуатации  конно-железной дороги в Самаре. Доклад Думою был принят. 

 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 12 от 28.03.1891: 

Рассматривался вопрос по заявлению инженера Горчакова о встреченном им затруднении к устройству конно-рельсового пути в следующих местах: 1. От Струковского сада, по Александровской улице на Садовую - вследствие крутого подъема в этой местности. 2. От Преображенской улице по Успенской до Дворянской - по той же причине. Г-н Горчаков предлагает линию от Струковского сада мимо женского монастыря заменить направлением по Алексеевской улице до Самарской, по Самарской до Симбирской и с Симбирской до Садовой; линию по Преображенской от пароходных пристаней не делать, а идущий по Дворянской улице до Успенской путь продолжить до старого собора, через Полицейскую площадь. Соединение пароходных пристаней с Дворянской линией устроить по Панской улице с помощью специального устройства. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 19 от 29.09.1894: 

Землю под парк г-н Горчаков предполагает занять против Молоканских садов, то есть городскую, в количестве 3100 квадратных саженей там же. Исполнение договора по постройке и эксплуатации конно-железной дороги в Самаре г-н Горчаковым передано Акционерному Обществу городских и пригородных конно-железных дорог в России на условиях, изложенных в договоре, заключенном первоначально городом с гг.Блюммер и Рубинским. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 29 от 19.12.1894: 

Комиссия по постройке считает возможным: 1. Ограничиться в начале постройкой главной линии: от Старого Собора, по Казанской улице, мимо Александровского сквера, по Вознесенской, далее по Воскресенской, Дворянской, Панской и Соборной, затем по Москательной, Самарской, Симбирской и Садовой до Молоканского сада. 2. Уступить под парк безвозмездно землю близ Молоканского сада в размере 3100 квадратных саженей. 3. Второй линией сделать линию от железнодорожного вокзала по Москательной улице. Решение комиссии было принято большинством 25 против 23. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 9 от 23.05.1896: 

Городская Управа доложила, что согласно дополнительного договора, заключенного Обществом городских и пригородных конно-железных дорог в России с Самарским Городским Управлением, 17 мая им приступлено к постройке ветви от угла Москательной и Самарской улиц до вокзала. Гласный Буслаев возбудил вопрос о том, нельзя ли просить правление Общества перенести существующую конку с Дворянской на Саратовскую улицу, так как она на первой до невозможности стесняет торговлю и катающихся, в особенности стало ощутительно когда, по постановлению Думы, расширены тротуары. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 11 от 12.06.1897: 

Заслушан доклад Управы с описью имущества конно-железной дороги в Самаре без оценки его. 1- рельсовый путь с разъездами - 4075 саженей (8,7 км). 2- рельсовый путь в парке - 200 саженей (425 м). 3- закрытых вагонов - 25 шт. 4- вагонетка - 1 шт. 5- лошадей - 101 шт. 6- парковые постройки: жилой деревянный дом 12х4 саж., две конюшни по 54 стойла, вагонный сарай - 15х6 саж., сарай для сена - 9х5 саж.,  кузница на два горна, кладовая деревянная, весы возовые сотенные на 250 пудов, забор кругом парка - 220 саженей и другие мелочи, как то хомутов, шорок, постромок, вожжей... Опись передается Обществу, имеющему право на перечисленную собственность на двадцать лет эксплуатации дороги. На все время действия договора Общество не имеет право продать и передать имущество другому лицу. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 12 от 12/13.05.1899: 

Общество городских и пригородных конно-железных дорог в России предложила заменить конную тягу на электрическую. Управа поддержала предложение Общества. Предложение поддержали и большинство гласных. Дума постановила: 1 - разрешить Обществу перейти с конной тяги на электрическую; 2 - разрешить Обществу устройство новых линий: от Молоканского сада до Постникова оврага, по Набережной реки Волги в кварталах, где расположены пароходные пристани, вагоны должны быть обыкновенного типа с надземными проводами, тариф за проезд в пределах 5-10 копеек. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 5 от 24.02.1900: 

Заслушан доклад Управы об устройстве пригородной конно-железнодорожной линии с конной или электрической тягой до Постникова оврага. Тариф линии - 8 копеек в один конец. К устройству дачной линии следует приступить весной, чтобы к концу мая приступить к эксплуатации. Дума постановила: 1- разрешить обществу городских и пригородных конно-железных дорог в России устройство пригородной линии; 2- к постройке приступить летом этого года, чтобы к 1 мая l901 года линия была готова. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 12 от 13.06.1901: 

Врачебно-санитарный Совет через своего члена В.И.Мылицина просит обратить внимание Думы, "что едущая публика по конно-железной дороге в Самаре, плюет в вагонах где попало. Для устранения такого беспорядка составить обязательное постановление: "Курить и плевать в вагонах конно-железной дороги в Самаре воспрещается". Гласные Чернышев, Кожевников и Михайлов высказались за невозможность безусловного воспрещения плевать в вагонах, причем г-н Кожевников рекомендовал поставить в вагонах плевательницы. Дума постановила: 1- проектированное Врачебно-санитарным Советом осязательное постановление не издавать; 2 - рекомендовать Управлению конно-железной дороги возможно тщательнее очищать вагоны на конечных пунктах. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 15 от 13.07.1905: 

Заслушан доклад Управы с проектом контракта на постройку и эксплуатацию трамвая. В докладе дворянин Сергей Нестерович Постников ходатайствовал о предоставлении ему концессии на постройку в Самаре электрического трамвая. Постников сделал это предложение 26 февраля 1902 года. Первая линия должна связать пристань с железнодорожным вокзалом. От пристани трамвай поднимается по Заводской до Алексеевской площади, далее по Заводской же до Самарской улицы. По Самарской до Предтеченской, по Предтеченской до Садовой, по Садовой до Алексеевской и до Вокзальной площади. Вторая линия от угла Заводской по Саратовской до Почтовой, по Почтовой на Соборную, по ней до Ильинской улицы и далее на север за город с восточной стороны и Молоканского сада мимо артиллерийских казарм до Постникова оврага. В докладе далее говорилось, что заключенное ранее соглашение с Акционерным Обществом городских и пригородных конно-железных дорог не было выполнено из-за войны и других причин. Общество предлагает восстановить соглашение 1899 года на прежних условиях, обязуясь приступить к работам сразу же по окончании войны. Дума решила заключить контракт с Постниковым. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 16 от 10.08.1905: 

На заседании 10.08.1905 Дума постановила: предоставить Акционерному Обществу перестроить на электрическую тягу существующую конно-железную дорогу с условием приступить к работе в течение 18 месяцев. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 17 от 24.08.1905: 

В виду недоговоренности в деле постройки трамвая и конкуренции г-на Постникова и Акционерного Общества, Дума на заседании 14.08.1905 решила отложить вопрос о постройке трамвая до следующего заседания. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 18 от 5.09.1905: 

На заседании Думы 5 сентября было решен вопрос о постройке трамвая по проектам г-на Постникова и Общества городских и пригородных конно-железных дорог в России отложить до сформирования нового состава Городской Думы. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 17 от 23/24.08.1906: 

Поступило заявление дворянина А.П.Алабина с проектом договора на концессию постройки в Самаре трамвая. Так как с заявлением г-на Алабина в Думе были поданные ранее заявления с аналогичными предложениями от С.Н.Постникова (15 июля 1905 года), а также заявление от Акционерного Общества городских и пригородных конно-железных дорог в России, вопрос о сдаче концессии оставлен открытым. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 22 от 5/6.09.1907: 

Ввиду того, что Министерство внутренних дел не утвердило договор с С.Н.Постниковым, он должен считаться несостоявшимся. Для разработки условий по устройству трамвая создать особую комиссию. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 29 от 24.10.1907: 

Комиссия была выбрана на заседании 18 октября 1907 года. Комиссия нашла необходимым проведение трамвайных линий по следующим улицам: 

Улицы параллельные реке Волге: 1 - Набережная реки Волги (от Ярмарочного спуска до Заводской); 2 - Саратовская улица (от Полицейской площади до Александровской улицы); 3 – Троицкая улица до Панской, по Панской до Садовой, по Садовой до Алексеевской; 4 – Ильинская улица (от Алексеевской до артиллерийских казарм, по Полевой и Петропавловской 

Улицы перпендикулярные реке Волге: 5 – Ярмарочная улица (от Набережной до Ильинской); 6 – Алексеевская улица (от Саратовской через вокзал до кладбища); 7 – Заводская улица (от Набережной до Троицкой); 8 – Духовная улица (от Набережной до Полицейской площади); 9 – Панская улица (от Троицкой до Панского переезда). Длина сети равняется примерно 13 верстам. Дума согласилась с предложением Управы. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 33 от 4.12.1907: 

Комиссия по постройке трамвая постановила сделать публикации в русских и иностранных газетах о вызове предпринимателей на постройку трамвая, исчислив на это 840 рублей. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 1 от 9/10.01.1908: 

Члены трамвайной комиссии П.Ф.Шишкин, В.Н.Волков, П.И.Малкин утвердили проект договора на сдачу концессии по постройке трамвая. Проект на 16 страницах в приложении к ЖСГД № 1. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 10 от 15/17.04.1909: 

На заседании 15-17 апреля после длительных дебатов было решено сдать концессию фирме, представителем которой является г-н Решко. Были рассмотрены и утверждены некоторые изменения договора о концессии. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 12 от 12/15 и 17.04.1909: 

В связи с рядом несогласований на заседаниях в мае переговоры с фирмой г-на Решко были закончены и залог, внесенный представителем фирмы возвращен фирме. Было решено объявить конкурс на лучший проект постройки трамвая и электрического освещения и сдать постройку по конкурсному проекту подрядным способом. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 21 от 15.07.1910: 

Дума решила объявить конкурс на строительство трамвая и расширение электрической станции. Мощность электростанции, по предложению Управы, должна быть около 4500 сил, из коих для освещения 2500 сил, для водопровода - 500 сил, для трамвая - 1000 сил, для передачи сил - 500 сил. Протяженность первой очереди трамвая - 14 верст. Ориентировочная стоимость сооружения - 3.000.000 руб. Премии за проект должны быть следующими: 1-я премия 4000 руб., 2-я премия - 2000 руб., 3-я премия 1000 руб., 4 и 5-е премии - по 500 руб. Императорскому техническому обществу за рассмотрение проектов - 2000 руб. Всего - 10.000 руб. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 17 от 8.07.1911: 

Отношением от 7 мая с.г. Русское Императорское Техническое Общество уведомляет Думу, что 1-ю премию получил инженер-технолог Суткевич Антон Павлович, 2-ю премию - инженеры-электрики Гребко Александр Васильевич, Зосимский Константин Николаевич, Козьменко Евгений Андреевич, Крюков Александр Андрианович, Лихдский Абрам Тимофеевич, инженеры-механики Клосснер Иван Давидович, Слотинцев Андрей Матвеевич, Техники Ратур Александр Георгиевич, Соколов Михаил Николаевич, 3-ю премию - инженеры Гринвальд Александр Георгиевич, Каменецкий Юрий Карлович, 4-ю премию - Михайлов Владимир Павлович. Челышев заявил, что из беседы с Суткевичем он выяснил, что если приступить к постройке без проволочек, строительство можно закончить в 1912 году. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 19 от 3,4,9 и 10.08.1911: 

На заседании 10 августа была избрана и утверждена Думой трамвайная Комиссия. Членами трамвайной комиссии избраны: Ромашев А.С., Егоров А.И., Шадрин М.А., Нуичев А.Ф., Малкин П.И., Левин И.И., Кожевников Е.Т., Шешлов А.А., Ясенков Л.Н., Слободчиков А.Я., Чернышев Е.И., Смирнов А.А., Постников А.Н., Пермяков С.Е., Игнатьев В.Ф. 

 

Журнал Самарской Городской Думы (ЖСГД) № 22 от 15,16,19 и 20.09.1911: 

За наблюдением за строительством трамвая приглашен инженер Суткевич, автор проекта, с заработной платой 750 руб. в месяц. 

 

 

Газета "Волжский день", от 28 февраля и 14 марта 1915 года: 

12 февраля 1915 года был пущен трамвай. На линии было 5 вагонов. Первый вагон вел устроитель трамвая, инженер П.Д.Суткевич. В вагоне ехало духовенство и кропило путь святой водой. Путь от Алексеевской площади до слободки стоил 6 коп. Выручка от одного вагона составила в первый месяц эксплуатации 36 рублей в день. Вместо архитектора г-на Вернера прибыл новый главный архитектор Самары г-н Толстых. Вчера было осмотрено новое здание ломбарда. 

 ***